Пшеничников Николай Дмитриевич

Я хочу рассказать о своем прадеде   Николае  Дмитриевиче Пшеничникове, который прошел  многими фронтовыми дорогами в годы Великой Отечественной войны.   Сегодня его нет в живых, но память о нем навсегда сохранилась в моем сердце.

Сразу после призыва в армию  прадеда направили в пехоту. Воевать в ее составе было очень опасно, так как пехота первой принимала на себя тяжелые удары противника.

Прадед часто рассказывал, что ему повезло, когда его перевели в артиллерийский полк, так как шансов остаться в живых стало больше. Там ему пришлось изучить устройство звукометрической установки и приемы работы с ней.Задача перед отделением звукометристов стояла сложная: по звукам стрельбы из орудий противника определять местоположение немцев. Этому способствовала оперативная обработка данных, полученных с помощью звукометрической установки. Работа была очень ответственная и требовала большой внимательности и высокой точности. Полученную информацию  мой прадед передавал артиллеристам для ответного нанесения ударов по вражеским позициям.

Данные, которые он получал, были полезны и для авиации. На каждую операцию по обнаружению артустановок противника полагалось не более пяти минут.   Звукометристы работали так быстро и точно, что немцы, не успев еще основательно пристреляться по позициям советских солдат, получали ответный смертоносный удар.

Боевое крещение прадед Николай Пшеничников принял в боях за город Острогожск Воронежской области. После ему довелось участвовать в боях на Орловско-Курской дуге, в освобождении Харькова и других городов.

Особенно запомнилась  прадеду Корсунь-Шевченковская операция. Тяжелые бои там велись беспрерывно. Каждый освобожденный населенный пункт доставался ценой жизни многочисленных солдат. За умелые действия по корректировке огня артиллерии в наступательных сражениях  мой прадед был удостоен медали «За отвагу».

Когда солдаты нашей армии перешли границу СССР, ими овладели радость и воодушевление. Как рассказыва прадед, они понимали, что войне скоро придет конец, и наступит долгожданный мир. Однако этому предшествовало еще много кровопролитных сражений. Нелегко досталась красноармейцам победа в битве за столицу Венгрии Будапешт. Река Дунай разделяет город на две части — Буду и Пешт. Захватить Буду для солдат не составило большого труда, а вот Пешт немцы отдавать никак не хотели. Фашисты упорно сопротивлялись, несмотря на то, что город со всех сторон был окружен советскими войсками. Немцы отказывались капитулировать и отчаянно пытались прорвать кольцо блокады. Но после ожесточенных боев они в конце концов потерпели поражение. За участие в этих  мой прадед был удостоен высокой награды — ордена «Красного Знамени».

Как нередко признавался  прадед, он не был человеком, верящим в судьбу. Однако несколько событий, произошедших с ним во время войны, заставили его задуматься над тем, что ему, возможно, было предначертано остаться в живых.                                                                    Вот один из таких случаев. Звукометристы находились в некотором удалении от передовой. Весь день  прадеду и его товарищам пришлось копать землянку под наблюдательный пункт. Когда наступил вечер, они попросились на ночлег в один из домов. Но там же расположились и связисты, так что народу в одном доме оказалось много. Проснулись бойцы на рассвете от того, что начался артобстрел. И вот в дом, пробив крышу, влетел снаряд. Людей охватило оцепенение. Они понимали, что о спасении не могло быть и речи. Однако снаряд не взорвался, и все остались живы.

Был и другой случай.  Прадеда  вместе с другим солдатом вызвали в штаб дивизии. Они шли друг от друга на расстоянии метра. Товарищ  его  был весельчаком  и в тот раз тоже не переставал шутить  и смеяться. Не успел он сказать, что его «веселье к несчастью», как между солдатами в землю врезалась мина. Они не могли пошеве-литься от страха. Но и в этот раз взрыва не последовало.  Прадед  и его друг бросились бежать от того места, где они стояли, не дожидаясь, что мина все-таки разорвется.

«На войне всякое случалось», — любил повторять  мой прадед Николай Дмитриевич, вспоминая о том времени, что ему пришлось пережить.

Я горжусь своим прадедом, так как он прошел многие испытания, но сохранил верность Родине, его мужество  всегда будет для меня примером.

Нарышев  Евгений кадет 64 взвода