Городнов Степан Семенович

Мой прадед – Городнов Степан Семенович 05.01.1925 г.р., 120 стрелковый полк – стрелок-автоматчик, танковый десант 162-го танкового полка (часть № 35718 в составе войск 1-го Украинского фронта), прошел и проехал на броне танка от Житомира до Праги, участвовал в освобождении Западной Украины, Польши, Чехословакии…(1943-1946г.г. службы). Награды: орден Красной Звезды, медаль «За освобождение Праги», медаль «За победу над Германией». Весть о войне застала моего прадеда Степана на колхозной заимке Лиственной села Ярцево, что находится в 500 километрах вниз по течению Енисея от Красноярска, где он, шестнадцатилетний подросток, работал на заготовке кормов. В первые же дни войны он вместе со всеми односельчанами проводил мужчин на фронт. Посадили в шитик и увезли сорок человек. Деревня опустела. «Небо над ними и то стало серым…»,- вспоминал мой дед. Женщины, подростки и старики допоздна работали для Победы. Через полтора года настал черед и моего деда Степана идти на защиту нашей Родины. Единственным средством связи и передвижения в зимнее время в тех местах был гужевой транспорт, но и лошадей в колхозах не хватало. Потому на призывной пункт в город Красноярск в первые дни января 1943 года юноши пошли из Ярцева пешком. Через месяц измученные, голодные будущие бойцы Красной Армии наконец дошагали до краевого центра. А отсюда снова в дорогу. Теперь, к их радости, - на поезде, который они видели первый раз в жизни. Пять месяцев учения военной науке в Канске. А сейчас – на передовую. Часть, в которую попал дед Степан, после Курско-Орловской битвы была почти вся разбита. Пополнение было как нельзя кстати. В танковом десанте 162-го танкового полка восемнадцатилетний парень, который совершеннолетие «отпраздновал» шагаючи из Ярцева на фронт, прошел и проехал на броне «стального коня» от Житомира до Праги, освобождая с товарищами по оружию на трудном и долгом солдатском пути Западную Украину, Польшу, Чехословакию…

Боевое крещение принял на станции Чипович. Бой за нее длился три дня. И враг отступил, не выдержав натиска советских танков. Этим прорывом был освобожден город Новоград-Волынский. Прадед рассказывал, что очень опасно было спешить в бой на броне танка, потом на всем его ходу спрыгивать и стрелять по врагу. Он не успевал даже познакомиться с боевыми товарищами, так быстро они погибали. Его спасла, видимо, подушка, которой мама его – Марфа Егоровна – наказала каждый раз закрывать голову. Подушка становилась тяжелой от застрявших в ней пуль, он менял «начинку» – соломой, травой набивал, и снова она его выручала…

Последним большим прорывом на освобождаемой от фашистов земле был Сандомирский плацдарм. О Победе они узнали так: дед и несколько его боевых друзей ехали по дороге на немецкой машине. Неожиданно им навстречу вышел немец-старик и сказал по-своему: «Войне капут!». Бойцы не поверили и пошли к нему домой. У него на столе стоял радиоприемник по которому диктор повторял, что наступил конец войны, Германия подписала капитуляцию… 

Теперь их танковую часть, немного не дошедшую до Берлина, повернули на другой маршрут-освобождать Прагу. Эта операция длилась недолго- немцы были уже жалкими, потеряли боевой азарт. В Праге танкисты-десантники обезоружили власовцев, сдали их соответствующим органам. Столица Чехословакии свободна! И грудь деда, вдобавок к ордену Красной Звезды, украсила еще одна награда-медаль «За освобождение Праги». Лежат в солдатском кармане и красочные благодарности: гвардии рядовому Городнову Степану Семеновичу за освобождение городов Каменец-Подольский, Львов, Прагу, за прорыв обороны немцев на реке Нейсе, овладение городами Коттбус, Люббен, Цоссен,Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенфельде, Треббин, Рангсдорф, Дидерсдорф, Тельтов; за ликвидацию группы немецких войск юго-восточнее Берлина; за общий вклад в Победу – от главнокомандующего группой войск Красной Армии Маршала Советского Союза Конева. 

Дед был рад, что жив и здоров, хоть и контужен, теперь бы – домой, на Енисей. И уже можно вспомнить без ужаса, как чуть было не погиб по своей юношеской беспечности – доверчивости. Вот как это могло случиться: после форсирования Вислы дед с товарищем подбежал к селу. Они не знали, что в нем засели фашисты, наивно думали, что раз конец войне, то враг везде разбит. Потому смело пошли к одинокому домику на окраине села. В ограде у колодца им встретилась женщина-полячка. Признав в солдатах советских воинов, она удивилась их внезапному появлению и испугалась - и за себя, и, как оказалось, за них. Быстро поборов испуг, она взглядом показала на дом. И этим предупредила бойцов об опасности. Бой принимать не было смысла. Их было только двое, а сколько фашистов - они не знали. Решение было единственным – уйти незамеченными. Друзья перепрыгнули через забор и упали в рожь. Но немцы их все же заметили. Выскочили из дома и стали стрелять по ржи. Как бойцы уцелели, они сами не поняли… отдышались лишь, когда вышли на соединение с частью живыми. Доложив командиру, что село занято фашистами, бойцы заняли свои боевые места. И танкисты освободили поселение от остатков фашистской нечисти. Прадед рассказывал моей маме, что никогда не забудет женщину-полячку, движением глаз предупредившую их об опасности. 12 мая 1945 года в Праге для прадеда Степана закончилась война. Он вернулся в свою деревушку и стал работать председателем хозяйства.

кадет 71 взвода Иван Аверин